— Историческая память – важный признак культуры, маркер духовной зрелости и гражданской ответственности. Здесь, на берегу Байкала, воспоминания о славном прошлом передавались из поколения в поколение. Из живого источника человеческой памяти мы узнали о значимых событиях в жизни байкальского поселка, связанных с историей большой страны. Начали собирать информацию, изучать, привлекли к этой работе исследователей: историков, краеведов, музейщиков и кинодокументалистов.
Первым большим сюжетом стала
история Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправы. Все началось с решения построить новое, современное здание визит-центра Байкальского заповедника в непосредственной близости от Транссиба и федеральной трассы Москва — Владивосток на территории давно бездействующего порта. От некогда крупного транспортного узла остались лишь фрагменты плохо сохранившихся построек и свалка мусора — место разрухи и экологического бедствия. Старожилы помнили времена, когда Танхой принимал пароходы и грузы, а посёлок рядом с пристанью называли портом. Вернуть жизнь в порт Танхой, открыть важные страницы славной истории для гостей из Бурятии, Иркутской области, путешественников из России и зарубежных стран стало целью Байкальского заповедника.
Из разрозненных фрагментов – текстов статей и книг, воспоминаний людей и исторических документов сложилась картина грандиозного исторического явления. Важность этой переправы для России невозможно переоценить. История нашего отечества, а, быть может, и территория государства сегодня были бы иными, не будь на Байкале в годы Русско-японской войны этой переправы. В коротком интервью сложно, точнее, невозможно раскрыть всю глубину и значение тех событий. Информацию можно найти на
сайте Байкальской переправы. Всех желающих мы приглашаем приехать в заповедник и непосредственно прикоснуться к истории.
В 2017 году мы открыли историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», который связал своей экспозицией Танхой с ведущими музеями страны: Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Центральным музеем железнодорожного транспорта, Музеем истории подводных сил России им. А. И. Маринеско. Особое, высокое значение этой темы определила сама история России.