Минприроды
Заповедная
Россия
23 июля 2020
 

Сохранить природу, не сберегая культуру – невозможно

О новых проектах Байкальского государственного заповедника рассказывает заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму Ирина Викторовна Лясота
Ирина Викторовна, приезжая в Танхой, гости видят современные туристские комплексы, новые объекты. Байкальский заповедник образован в 1969 году, но работа, направленная на развитие туризма, проводится здесь с начала 2000-х. Как связана природоохранная деятельность с развитием туристской инфраструктуры?
Миссию Байкальского заповедника можно сформулировать просто – сохранять природу во благо России. Но сохранить природное достояние, не сберегая культуру, по большому счету, невозможно. Тем более здесь, на южном Байкале, в Танхое, где сконцентрировано историко-культурное наследие национального и мирового значения. И внимание к нашей истории не менее важно, чем забота об окружающей природе, ведь человек живет в среде, созданной культурой его предков и им самим.

Рубеж нового XXI столетия – особая веха в развитии заповедного дела России. В эти годы был обобщён национальный и большой международный опыт работы заповедников и национальных парков. Государство поставило перед нами новые задачи. Сегодня мы отвечаем не только за неприкосновенность природных комплексов, но и за сохранение и изучение объектов историко-культурного наследия. Один из эффективных способов сделать их доступными – включение в сферу познавательного туризма. Нас вдохновляет выдающийся пример коллег из Кенозерского национального парка, восстановивших десятки памятников культуры Русского Севера.
Как вы можете охарактеризовать культурно-исторический ландшафт Танхоя и почему так высоко оцениваете его значение?
— Историческая память – важный признак культуры, маркер духовной зрелости и гражданской ответственности. Здесь, на берегу Байкала, воспоминания о славном прошлом передавались из поколения в поколение. Из живого источника человеческой памяти мы узнали о значимых событиях в жизни байкальского поселка, связанных с историей большой страны. Начали собирать информацию, изучать, привлекли к этой работе исследователей: историков, краеведов, музейщиков и кинодокументалистов.

Первым большим сюжетом стала история Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправы. Все началось с решения построить новое, современное здание визит-центра Байкальского заповедника в непосредственной близости от Транссиба и федеральной трассы Москва — Владивосток на территории давно бездействующего порта. От некогда крупного транспортного узла остались лишь фрагменты плохо сохранившихся построек и свалка мусора — место разрухи и экологического бедствия. Старожилы помнили времена, когда Танхой принимал пароходы и грузы, а посёлок рядом с пристанью называли портом. Вернуть жизнь в порт Танхой, открыть важные страницы славной истории для гостей из Бурятии, Иркутской области, путешественников из России и зарубежных стран стало целью Байкальского заповедника.

Из разрозненных фрагментов – текстов статей и книг, воспоминаний людей и исторических документов сложилась картина грандиозного исторического явления. Важность этой переправы для России невозможно переоценить. История нашего отечества, а, быть может, и территория государства сегодня были бы иными, не будь на Байкале в годы Русско-японской войны этой переправы. В коротком интервью сложно, точнее, невозможно раскрыть всю глубину и значение тех событий. Информацию можно найти на сайте Байкальской переправы. Всех желающих мы приглашаем приехать в заповедник и непосредственно прикоснуться к истории.

В 2017 году мы открыли историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», который связал своей экспозицией Танхой с ведущими музеями страны: Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Центральным музеем железнодорожного транспорта, Музеем истории подводных сил России им. А. И. Маринеско. Особое, высокое значение этой темы определила сама история России.
Ирина Викторовна, как удается заповеднику одновременно представлять историческое наследие и пропагандировать идеи сохранения байкальской природы?
— Эти два направления представлены у нас в отдельных пространствах. Посетив музей Байкальской переправы, наши гости могут перейти в здание визит-центра «Байкал заповедный», где развернута современная интерактивная экспозиция, посвященная Байкалу и его уникальной природе. Здесь также представлена выставка, раскрывающая историю заповедного дела и ряд других интересных тем, а также не оставлены без внимания проблемы сибирского озера-моря, включая экологические угрозы. На территории центральной усадьбы заповедника работает Музей природы, Этнографический городок, разнообразные экспозиции под открытым небом. Наши гости могут совершать короткие и продолжительные прогулки по благоустроенным экологическим тропам. Причем большинство программ действуют и в зимний период. У нас много интересного, и каждый сможет найти то, что ему по нраву и по душе.
Вернемся к теме культурно-исторического наследия. Планирует ли Байкальский заповедник продолжение, развитие проекта Байкальской переправы?
— С крупным историческим феноменом всегда связаны не менее значимые темы. Так, из сюжета Байкальской переправы возникла идея создания большой исторической реконструкции. В старинном пассажирском вагоне будет воссоздана передвижная мастерская художника Павла Яковлевича Пясецкого. Это очень интересный проект, он станет единственным в своем роде и не только в нашей стране. В вагоне-мастерской мы планируем разместить экспозицию, посвященную мастеру и его знаменитой панораме Великого Сибирского пути. В начале XX века Павел Пясецкий запечатлел сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали на акварельном полотне длиной почти километр. Цифровую копию этого уникального художественного произведения Государственный Эрмитаж любезно передал нашему заповеднику для демонстрации в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа». Благодаря современным технологиям, в вагоне-мастерской панораму можно будет просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Транссиб – бренд, уже более столетия известный всему миру, и мы уверены, что эта экспозиция будет иметь успех не только у отечественных, но и у иностранных туристов.
Интуиция подсказывает, что художнику Пясецкому не будет одиноко в Танхое?
— И интуиция вас не подводит. И я смогу удивить и вас, и наших читателей. Мы планируем создание не просто еще одного крупного туристского объекта, а настоящего музея, который будет целиком посвящен всемирно известному художнику, уроженцу Танхоя Алексею Викторовичу Воробьевскому.
Прошу вас подробно остановиться на этой теме.
— Наша цель состоит в том, чтобы идейно связать, объединить природное достояние с национальной культурой. Соединить природный ландшафт и культурный, раскрыть их интереснейшее содержание во взаимосвязи.

Алексей Воробьевский – мастер росписи фарфора. Всю свою творческую жизнь он посвятил созданию изысканных произведений на Ломоносовском фарфоровом заводе. Его юные годы прошли в Танхое, на берегу Байкала, у подножия хребта Хамар-Дабан. Мировая слава мастера сложилась в Санкт-Петербурге, но не вызывает сомнений, что именно Байкалу, заповедной природе Южного Прибайкалья обязан своей силой его выдающийся талант.

Работы Алексея Воробьевского – настоящие шедевры мирового искусства, ещё при жизни он был признан классиком. В России до сих пор не существует музея Воробьевского, и замечательно, что он появится на его родине. Наш проект уникален: тема природы в нем тесно переплетается с искусством. Творчество художника – подлинное волшебство трансформации природных ландшафтов в невероятные фантазийные миры.
Без преувеличения можно сказать, что исторический сюжет Байкальской переправы, реализованный заповедником в поселке Танхой, вызвал много положительных откликов. Туристы с большим интересом посещают историко-мемориальный комплекс, приобретают тематические сувениры.
И с большим интересом смотрят документальный фильм «Байкальская переправа», который создан в двух версиях. У нас есть фильм на английском языке, его мы показываем иностранным гостям. И всегда он производит сильное впечатление. Наша задача – наполнить пребывание туристов смыслом и содержанием. Это своего рода центр, созданный для просвещения, нравственного воспитания, для поддержки открытий, которые делают наши посетители. Он важен для людей всех возрастов, но особенно – для молодого поколения. После посещения экспозиции «Байкальская переправа» наши гости выходят на берег Байкала с чувством восхищения и признательности героям прошлого. Это значит, что наша миссия по сохранению памяти, ценности территории выполнена.
Ирина Викторовна, мой вопрос о следующем. Есть ли у заповедника, как сегодня говорят, «дорожная карта». Некий план или стратегия развития?
Наша цель в этой работе – не просто создать отдельные объекты, а сформировать полноценную и, главное, современную туристскую инфраструктуру. Такой подход дает возможность создать систему взаимосвязанных исторических тем, которые в своём единстве будут дополнять и развивать общие смыслы и рассматривать важные исторические и культурные события в неразрывной связи с их интерпретацией.

Есть яркий сюжет, связанный с Байкальской переправой, который обладает огромным потенциалом, способным привлечь внимание самых разных людей. В 2018 году рядом с визит-центром «Байкал заповедный» Администрация Кабанского района установила памятный знак – верстовой столб. В начале XX века через Танхой прошли трассы первых в мире трансконтинентальных автогонок Пекин – Париж и Нью-Йорк – Париж. Они стали событием мирового масштаба, ключевой вехой в истории автоиндустрии. Ранее по маршруту, проходившему по Великому Чайному пути, люди передвигались только на лошадях и верблюдах. Путешествие на автомобилях – удивительная история, наполненная опасными приключениями, самые яркие из которых ожидали участников здесь, на берегу Байкала. Автомобиль итальянского миллионера Сципионе Боргезе двигался по шпалам Транссиба, и команда чудом избежала катастрофы, в последнюю минуту столкнув машину с рельсов перед стремительно приближающимся паровозом. В этот же день неподалеку от Мишихи под колесами машины Боргезе подломился ветхий мост. Свое чудесное спасение итальянцы отметили шампанским в буфете станции Танхой, а после были переправлены на другой берег паромом-ледоколом «Байкал» и продолжили свой путь через континент. Об этих и других невероятных приключениях первых автомобилистов и расскажет будущий экспозиционный проект.
Говоря о стратегии развития, важно отметить следующее. Что-то мы в состоянии реализовать своими силами при поддержке Минприроды России, но есть проекты, которые можно сдвинуть только общими усилиями. Когда в 2017 году В. В. Путин посетил заповедник, он обратил внимание Правительства Республики Бурятия на необходимость восстановить причальные сооружения порта Танхой. Мы всем сердцем поддерживаем идею Президента по возрождению пристани и порта. Работающий порт – это рост экономических и культурных связей между байкальскими берегами, между двумя регионами. Это самое результативное и самое ожидаемое продолжение истории Байкальской переправы. Мы верим, что замечательная идея и поручение нашего президента не забыты институтами региональной и федеральной власти. Танхой – Листвянка – исторически сложившийся путь, самое короткое расстояние через Байкал. Отсутствие на Байкале водной переправы на протяжении стольких лет можно считать историческим курьезом. Пришло время исправить эту ошибку и вернуть то, что было незаслуженно утрачено. Вернуть на пользу нашему народу, нашей истории и нашему будущему.
Вы отметили, что жители Танхоя помогали заповеднику создавать историко-мемориальный комплекс. Как вы можете охарактеризовать участие институтов гражданского общества в реализации проектов Байкальского заповедника?
— Без поддержки местных жителей, каждой семьи нам вряд ли удалось бы достичь такого результата. Местное сообщество – участники всех наших малых и больших дел. Танхойцы активно помогают развивать проекты Байкальского заповедника. Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» – показательный пример. В реализации нашей задумки и в её дальнейшем развитии приняли активное участие ОАО «РЖД», Восточно-Сибирская железная дорога. Вагоны, семафор, железнодорожное полотно по траверзу пристани – это работа железнодорожников, а кроме этого, благоустройство подъездных путей к порту. Мы говорили об исторической реконструкции вагона-мастерской художника Пясецкого. Уже в этом году железнодорожниками начата установка старинного вагона.

Продолжаются исследования, дополняющие сведения о Байкальской паромной железнодорожной переправе, об историко-культурном наследии поселка Танхой и озера Байкал. Краеведческая работа объединяет людей разного возраста, разного уровня научной подготовки: это и местные жители, неравнодушные к истории родного края, и специалисты: сотрудники музеев, экологи, биологи, историки, архивисты и искусствоведы.

В 2017 году учителя и ученики школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» провели исследование маяков пристани Танхой, в ходе которого был обнаружен фундамент второго ключевого маяка Байкальской переправы. Сейчас творческий коллектив школы планирует реализацию проекта по восстановлению старинной водонапорной башни на станции Танхой и стремится привлечь внимание к другим башням Транссибирской магистрали.

В 2018 году порт Танхой стал местом учебно-тренировочных сборов Байкальского поисково-спасательного отряда. Водолазы подняли со дна Байкала ряд исторических предметов, ставших экспонатами музея Байкальской переправы.

У нас много задумок для создания новых экспозиций и туристских программ. Важно, чтобы инициативы Байкальского заповедника, нацеленные на развитие нашего удивительного и красивого края, привлекли внимание не только институтов власти, но и представителей бизнес-сообщества.
Ирина Викторовна, благодарю вас за интересную беседу. В завершение хочу задать еще один вопрос. Вы ожидаете участие в ваших проектах неравнодушных и заинтересованных людей. Если бы перед вами сейчас оказался один из потенциальных благотворителей, какие доводы вы бы привели? Почему следует оказывать поддержку программам заповедника?
— Здесь, в поселке Танхой, находится очень перспективное место с точки зрения развития познавательного туризма. И сам поселок интересен туристам, как российским, так и зарубежным. Танхой расположен на равном удалении от Иркутска и Улан-Удэ, и через него идут поезда по Транссибу, поток автомашин – по федеральной трассе, по водным маршрутам – катера и теплоходы. Расстояние отсюда до иркутского берега – всего 42 км. Не так давно вблизи визит-центра «Байкал заповедный» был воздвигнут культовый объект одной из ветвей буддизма– Ступа Совершенной Победы. Теперь это место постоянного паломничества.

В Байкальском заповеднике за последнее десятилетие проведена огромная работа. В рамках федеральных проектов по сохранению природного и культурного наследия возникла новая туристская инфраструктура. Мы с гордостью можем сказать, что для гостей у нас созданы все условия: визит-центры, эколого-туристические комплексы, экологические тропы, музеи и разнообразные экспозиции.

Мы открыты сотрудничеству. Наши намерения просты и понятны. Мы стоим на страже природы России, мы любим свое отечество и надеемся принести ему ощутимую пользу. Присоединяйтесь к нам! Вместе мы сможем сделать значительно больше!

Никита Чумак, г. Ростов-на-Дону