Минприроды
Заповедная
Россия
20 марта 2019

Преодолевая лед забвения

Байкальский заповедник особое внимание уделяет сохранению историко-культурного наследия нашей страны. В 2017 году по инициативе заповедника, при поддержке Минприроды России и ОАО «РЖД», на исторической территории порта Танхой был создан историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», рассказывающий об одном из значимых событий истории России позапрошлого и прошлого веков.

Байкальская переправа – один из главных сюжетов истории России XIX-XX веков. С 1900 по 1918 годы через Байкал совершал рейсы один из крупнейших в мире железнодорожных ледокольных паромов «Байкал». С января 1901 года, после окончания навигации ледоколов «Байкал» и «Ангара», действовала первая гужевая переправа, проложенная по льду озера. Особую роль Байкальская переправа сыграла в годы Русско-японской войны, являясь единственной связкой Транссибирской магистрали и обеспечивая защиту восточных рубежей страны. 115 лет назад, с февраля по март 1904 года действовала железнодорожная переправа от станции Байкал до станции Танхой. 17 марта 1904 года – последний день работы Байкальской железнодорожной ледовой переправы.

Памяти Байкальской ледовой железнодорожной переправы в годы Русско-японской войны и Байкальской переправы в целом Байкальский заповедник и Иркутский государственный университет путей сообщения реализовали совместный межрегиональный проект – историческая реконструкция «Байкальская железнодорожная переправа 1904 года». В рамках реконструкции состоялся ледовый пеший марш от станции Порт Байкал до станции Танхой, в котором приняли участие студенты ИрГУПСа. Они повторили маршрут солдат того времени в форме Русской императорской армии начала ХХ века, пройдя путь, по которому 115 лет назад переправляли вагоны и паровозы воинских эшелонов.

– В связи с тем, что не была достроена Кругобайкальская железная дорога, было принято решение об организации железной дороги прямо через озеро. В память о солдатах 5-го Иркутского резервного батальона, который занимался строительством и охраной железной дороги, казаков, которые помогали охранять эту дорогу, памяти Байкальской переправы мы совершили данный переход, – рассказывает преподаватель ИрГУПСа, руководитель исторической реконструкции Игорь Сеченов.

Стоит отметить, что при подготовке к реконструкции организаторы опирались на исторические данные, которые хранятся в архивах музея ВСЖД и Байкальского заповедника в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа». Как отмечает руководитель исторической реконструкции, Байкальский заповедник делает важное дело по сохранению истории, и именно благодаря его работе в этом направлении о Байкальской переправе знают сегодня в России.

– Для меня этот переход – это историческая память моего народа, память о тех тяготах, которые переносили люди в Русско-японскую войну, – рассказывает участник исторической реконструкции, студент ИрГУПСа Егор Степанов. –Мы реконструируем события 1904 года, когда железную дорогу пришлось бросить по льду Байкала. Каждый день группа железнодорожников в сопровождении солдат или казаков проходила этот путь и проверяла его.

18 марта в визит-центре «Байкал заповедный» участники ледового перехода провели творческую встречу с местными жителями и учениками Школы-интерната № 21 ОАО «РЖД», где поделились своими впечатлениями и рассказали о ледовом марше, который совершили накануне. Школьники с интересом слушали рассказы студентов, наперебой задавали вопросы не только о том, почему они решили участвовать в этом мероприятии, и тяжело ли было идти по льду озера, но и спрашивали об обмундировании, в котором они прошли путь от Порта Байкал до Танхоя. Особый интерес вызвали у ребят образцы оружия, которым пользовались солдаты в начале ХХ века. Кроме того, участники встречи посмотрели документальный фильм «Байкальская переправа» и посетили историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», чтобы своими глазами увидеть уникальную хронику работы переправы через Байкал.

Мы рады, что у современной молодежи просыпается интерес к истории. Им важно не просто читать книги и смотреть фильмы о том или ином периоде жизни России, но и на себе испытать, как это было тогда, 100 лет назад, рассказывает заместитель директора по развитию Байкальского заповедника Олег Кириллов. – Проект исторической реконструкции «Байкальская железнодорожная переправа 1904 года», которую организовал ИрГУПС, созвучен тому, чем занимается наш заповедник в вопросах сохранения исторического прошлого России. Поэтому мы поддержали ребят и организовали встречу с местными жителями и школьниками, чтобы они могли из первых уст узнать о том, каково это – примерить на себя роль солдат времен Русско-японской войны и пешком проделать путь между портом Байкал и портом Танхой, который проходили наши предки.

В рамках творческой встречи состоялось открытие выставки «Преодолевая лед забвения». Ранее выставка уже была представлена в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге, в Музее истории профессионального образования Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, в Донской государственной публичной библиотеке в Ростове-на-Дону, в Доме Российского исторического общества в Москве и получила высокую оценку. Сейчас узнать о ледоколе «Байкал», проследить связь прошлого с настоящим, погрузиться в историю Байкальской переправы могут жители Танхоя и гости Байкальского заповедника – выставка станет частью историко-мемориального комплекса «Байкальская переправа».

И работа Байкальского заповедника, и ледовый марш с участием студентов Иркутского университета путей сообщения в совокупности имеют большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения. Надеемся, что дальнейшее сотрудничество в этом направлении принесет свои плоды. Ведь пока мы будем помнить о наших корнях, о нашей истории, у нас будет опора для нашего будущего.