Минприроды
Заповедная Россия
«БОЛЬШИЕ ГОНКИ»
Экспозиция, посвященная первым трансконтинентальным автомобильным гонкам 1907 года (Пекин – Париж) и 1908 года (Нью-Йорк – Париж)
КОНЦЕПЦИЯ

Порт Танхой – место значимых событий российской и мировой истории. В начале XX века здесь прошла трасса первых трансконтинентальных автогонок Пекин – Париж и Нью-Йорк – Париж.

Без преувеличения можно сказать, что были величайшие автомобильные состязания всех времен. Впервые машины пересекли Россию с востока на запад, и путь их пролегал через озеро Байкал. Именно из порта Танхой на пароме «Байкал» автомобили лидеров были переправлены на противоположный берег и смогли продолжить свой путь дальше через континент.

Автогонки Пекин – Париж и Нью Йорк – Париж стали ключевой вехой в истории развития автомобильной индустрии. Здесь удивительно все: и дерзость замысла, и отвага участников, и фантастическая выносливость первых гоночных автомобилей. Невероятен сам факт прохождения столь сложного маршрута ещё очень примитивными автомашинами.

В тематическом плане проект представляет два автопробега 1907 (Пекин – Париж) и 1908 (Нью Йорк – Париж) годов. В историческом пространстве их объединяют цель, маршрут прохождения трассы, спортивные команды и персоны участников.

Один из центральных сюжетов автогонок – Транссиб и Байкальская переправа. На берегу Байкала участников ожидали самые яркие и опасные испытания. Автомобиль итальянского миллионера Сципионе Боргезе двигался по шпалам Транссибирской железнодорожной магистрали, когда гонщики услышали гудки приближающегося поезда. Команда сумела избежать катастрофы, в последнюю минуту столкнув машину с рельсов. В этот же день неподалеку от речки Мишихи под колесами машины Боргезе подломился ветхий мост. Свое чудесное спасение итальянцы отметили шампанским в буфете станции Танхой, а после были переправлены на другой берег паромом-ледоколом «Байкал». Об этих и других невероятных приключениях первых автомобилистов рассказывает экспозиционный проект.

Многочисленные фотографии представят подлинную эпопею тех далеких событий. От снимка к снимку перед посетителями выставки «Большие гонки» последовательно разворачивается интрига приключений первых автомобилистов. Общее число экспонатов – от 40 до 50 фоторабот.

На видеопанели будет демонстрироваться информационный фильм об автомобильных гонках 1907–1908 годов. При наличии экранов тачскнин с подключением к сети интернет, посетителям будет доступен специально подготовленный тематический раздел интернет-сайта «Байкальская переправа», где представлена эта тема.
Первые в мире трансконтинентальные автогонки
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В известном смысле, он – символ эпохи, квинтэссенция современной индустрии. Но так было не всегда. В начале прошлого столетия самыми привычными средствами передвижения оставались лошадь и велосипед, а первые «моторы» с трудом завоевывали свое право на существование.

С целью привлечения внимания к возможностям нового транспортного средства были проведены две трансконтинентальные автогонки: Пекин – Париж (1907 г.) и Нью Йорк – Париж (1908 г.).

Эти ралли были верхом авантюры, наполнены опасными приключениями, драматическими крушениями и героическими подвигами. Дорог с твердым покрытием не было ни в одной стране мира, включая США и европейские государства. Экипажи на свой страх и риск пустились в многомесячное состязание друг с другом, с природой и климатом, с культурными, этническими и иными препятствиями, подстерегающими их на опасном пути. Судьба была благосклонна к экипажам, гонки состоялись и вызвали огромный интерес во всем мире. В основу знаменитого американского приключенческого фильма «The Great Race» (1965 г.) положен именно этот исторический сюжет.

Территория России стала ареной, где развернулась основная борьба между участниками. Автомашины впервые пересекли нашу страну с востока на запад, и жители многочисленных сел и городов впервые в своей жизни получили возможность увидеть подлинное чудо промышленного прогресса. Так, сто лет назад было положено начало современному автопрому.

Автогонки стали первыми спортивными соревнованиями в стиле «реалити-шоу». Маршрут был проложен по линиям телеграфной связи, что обеспечивало регулярное освещение состязаний в мировой прессе. Журналисты сопровождали экипажи от первого до последнего дня соревнования, разделяя с гонщиками все тяготы и сложности этого опасного испытания. Благодаря их смелости и упорству мы имеем возможность проследить перипетии спортивной борьбы, включая автомобильные дерби, победы, аварии и настоящие крушения. Все это сохранилось как на чёрно-белых, пожелтевших от времени фотоснимках, так и в увлекательных воспоминаниях участников.

Десятки книг об этом фантастическом путешествии на самой заре автомобильной эры издавались и переиздавались десятки раз, некоторые из них вошли в ряд мировых бестселлеров.

В 2018 году в честь первых трансконтинентальных автомобильных гонок Пекин – Париж и Нью-Йорк – Париж на федеральной автотрассе «Москва – Владивосток» Администрацией Кабанского района был установлен памятный знак – верстовой столб. Он расположен на территории исторического порта Танхой (комплекс визит-центра «Байкал заповедный»).
Автогонка Пекин – Париж стала первой спонсорской «войной», в которой победу одержала фирма Pirelli – именно этими шинами была оснащена «Itala». Вторым стал Michelin – спонсор автомобиля «Spyker», а третьем – Dunlop, поддержавший «De Dion-Bouton».
Особой интригой рейда 1907 года стало участие итальянского политика и миллионера князя Сципионе Боргезе. Специально для автогонки на заводе в Турине он заказал мощную гоночную машину «Итала». На долю итальянцев выпали самые опасные и захватывающие приключения. Благополучное прибытие в Танхой команда отметила бутылкой шампанского в станционном буфете.

«Приблизительно через час мы добрались до станции Танхой, окруженной довольно обширным поселком; там уже знали о нашем приключении, и нас приветствовала целая толпа народа…»

Автомобилисты приняли решение пересечь озеро на пароме Байкальской переправы. В ожидании разрешения на переезд через Байкал путешественники остановились в поселке. По воспоминаниям участников, их устроили на ночлег в «маленьком деревянном театре Танхоя».

«...После долгих ожиданий пришло, наконец, желанное разрешение переправиться через Байкал на казенном паровом пароме. Первого июля мы взошли на палубу ледокола «Байкал».
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ

Уважаемые господа!

Ралли Пекин – Париж и Нью Йорк – Париж – одно из самых примечательных достижений в истории мирового автомобилизма. В знак благодарности людям, уважения и памяти предлагаем создать экспозиционный проект, посвящённый этим знаковым автомобильным состязаниям.

Байкальский заповедник приглашает благотворителей. Основным условием к участию в проекте является региональный или национальный масштаб деятельности компании. Условия сотрудничества вы можете обсудить со мной, Ириной Викторовной Лясота, заместителем директора Байкальского заповедника по экологическому просвещению и познавательному туризму.

+7 (924) 393-00-39
+7 (950) 385-00-81
ira_lyasota@mail.ru
Cохраним историко-культурное
наследие Байкала вместе!
СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ НОВОГО ПРОЕКТА!