Минприроды
Заповедная Россия
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК В ПОРТУ
ТАНХОЙ


Проект установки памятника, увековечиващего подвиг Байкальской паромной и ледовой переправы в 1904–1905 годы.
КОНЦЕПЦИЯ

Танхой – знаковое место на карте России. В начале XX века здесь работал один из портов Байкальской паромной железнодорожной переправы. Этот грандиозный государственный проект не только связал воедино Транссибирскую магистраль, но и дал нашей стране возможность отстоять свои завоевания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Байкальская переправа – яркий и героический сюжет национальной истории, однако в течение ста лет он оставался в тени забвения. Памятника Байкальской переправе в настоящее время не существует ни на одной из ее пристаней.

В 2017 году по инициативе Байкальского заповедника на территории исторического порта Танхой был открыт историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Он включает сохранившиеся фрагменты пристаней, воинские вагоны начала XX века, старинный семафор, диораму (макет) порта Танхой в воссозданном станционном доме, экспозицию, рассказывающую о том, как был устроен один из крупнейших транспортных портов царской России и какую роль он сыграл в годы строительства Транссиба и Русско-японской войны.

Архитектурный ансамбль комплекса предполагает установку памятного знака, посвященного подвигу Байкальской переправе в годы Русско-японской войны. Необходима разработка дизайн-проекта памятника и его установка на территории визит-центра «Байкал заповедный».
БАЙКАЛЬСКАЯ ПАРОМНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ И ЛЕДОВАЯ ПЕРЕПРАВА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Портовый комплекс Байкальской паромной железнодорожной переправы работал в Танхое с 1903 по 1918 год. Переправа соединяла западный и восточный берега озера Байкал, обеспечивая сквозное сообщение во время строительства Транссиба. Между портами Байкал и Танхой совершал рейсы один из крупнейших в мире железнодорожных ледокольных паромов «Байкал». Ледокол вмещал состав из 25 вагонов, мог брать на борт 200 пассажиров. В военное время он перевозил 2 500 человек и 250 лошадей.

С 1900 по 1905 годы дорога через озеро была единственным связующим звеном Транссиба. За недолгий период своего существования Байкальская переправа дважды спасла Россию от масштабной военной и политической катастрофы. В июле 1900 года в результате Ихэтуаньского восстания в Китае была разрушена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Благодаря парому «Байкал» удалось провести переброску основного военного контингента для подавления восстания. Переправа также обеспечила быстрое восстановление маньчжурского участка пути и ускоренную постройку железной дороги к Владивостоку и Порт-Артуру.

Главным испытанием для Байкальской переправы стали события Русско-японской войны 1904–1905 годов. В этой кампании роль переправы трудно переоценить. Благодаря беззаветной самоотверженности железнодорожников и сибиряков удалось организовать переброску войск и вооружения к театру военных действий. Зимой 1904 года по льду озера был проложен рельсовый путь для перекатки вагонов и паровозов от станции Байкал до станции Танхой.

Железная дорога была единственным возможным путём перевозки подводных лодок от Балтики к Тихому океану. Это была очень сложная транспортная операция: перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн через весь континент на расстояние 9 тысяч километров была успешно осуществлена впервые в мире.

Вступив в сложную и неудобную для себя войну, Россия, тем не менее, смогла остановить агрессию Японии. Несомненно, решающую роль в этом сыграла Транссибирская магистраль и Байкальская паромная железнодорожная и ледовая переправа. С 12 января по 10 июня 1904 года ледоколами было перевезено 24 892 пассажира и 5 649 вагонов груза, а гужевым транспортом — 26 239 пассажиров, 5 927 вагонов груза и 2 270 почтовых троек. Если бы у России в 1905 году не было Транссиба и Байкальской переправы, то дальнейшая история и география Российского государства могли бы быть совершенно иными.
В 1904–1905 годы в Танхое побывали многие известные люди своей эпохи:
великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, главнокомандующий Маньчжурской армией генерал Алексей Николаевич Куропаткин, врач Евгений Сергеевич Боткин, писатель Викентий Викентьевич Вересаев, живописец Василий Васильевич Верещагин, русский военачальник Пётр Николаевич Врангель, флотоводец Степан Осипович Макаров, писатель и журналист Василий Иванович Немирович-Данченко и многие другие.
Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» (территория визит-центра «Байкал заповедный»)
СПОНСОРАМ

Уважаемые господа!

Байкальская переправа – яркая страница национальной истории, страница малоизвестная и нуждающаяся в своем благодарном прочтении. Знания о героическом прошлом поселка Танхой вызывает чувство гордости за наших предшественников. Мы ценим вклад наших предков в развитие страны и стремимся сохранить памятники культурного наследия. Принимая во внимание выдающуюся роль Байкальской переправы, призываю оказать поддержку реализации проекта по установке памятного знака на площадке визит-центра «Байкал заповедный». Ваше спонсорское участие продемонстрирует неравнодушное отношение к отечественной и мировой истории, культуре и образованию.

Условия сотрудничества вы можете обсудить со мной, Ириной Викторовной Лясота, заместителем директора Байкальского заповедника по экологическому просвещению и познавательному туризму.

+7 (924) 393-00-39
+7 (950) 385-00-81
ira_lyasota@mail.ru
Cохраним историко-культурное
наследие Байкала вместе!
СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ НОВОГО ПРОЕКТА!