Минприроды
Заповедная Россия
«ЗНАМЕНИЕ ПОБЕДЫ»
Проект установки монумента в форме четырехлопастного гребного винта ледокола «Байкал»
ЛЕДОКОЛ «БАЙКАЛ»
Первый отечественный морской железнодорожный паром, первый ледокольный паром, первый и последний железнодорожный паром на озере Байкал.

С полным правом можно сказать, что ледокол «Байкал» принял участие в Русско-японской войне, обеспечивая доставку войск и вооружений к театру военных действий. Русский флот был разбит при Цусиме, но ледокол «Байкал» свою битву с врагом выиграл и вышел из боя с победой.
КОНЦЕПЦИЯ
С 2017 года на территории бывшего байкальского порта Танхой открыт и приобретает все большую популярность у туристов историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа».

Здесь воссоздан фрагмент утраченного в начале XX столетия исторического ландшафта: вагоны старинного подвижного состава, семафор, макет порта Танхой в станционном доме. Экспозиция комплекса рассказывает о том, как был устроен один из крупнейших транспортных портов царской России, и какую роль он сыграл в годы строительства Транссиба и Русско-японской войны.

Благодаря усилиям Байкальского заповедника и его партнеров, история Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправы стала известна широкому кругу людей, вызвала большой интерес у историков и государственных деятелей.

Специализированные выставки, посвящённые Байкальской переправе, с большим успехом прошли в Российском историческом обществе
(г. Москва), Центральном музее железнодорожного транспорта России (г. Санкт-Петербург), Институте истории СПбГУ (г. Санкт-Петербург), Донской публичной библиотеке (г. Ростов-на-Дону), Кяхтинском краеведческом музее (Республика Бурятия).

Этот яркий и героический сюжет национальной истории в течение ста лет оставался в тени забвения. Памятника Байкальской переправе и легендарному ледоколу «Байкал» в настоящее время не существует.
С целью увековечивания памяти о подвиге создателей и тружеников Байкальской переправы в монументальной форме предлагается настоящий проект.
Гребной винт ледокола «Байкал» передает базовые смыслы и идеи мемориального комплекса:
БАЙКАЛЬСКАЯ ПЕРЕПРАВА – МОРСКОЕ ЗВЕНО ТРАНССИБА
Идея морских стихий: водного пространства, байкальских ветров и самого Байкала.
ПОРТ ТАНХОЙ
Идея большого и важного исторического порта на байкальском берегу.
ЛЕДОКОЛ
Идея части, фрагмента утраченного ледокола «Байкал». Гребной винт в натуральную величину дает зримое представление о размере парома-ледокола, сообщает сильное чувство исторической достоверности.
КРЕСТ
Идея сакрального свойства: гребной винт ледокола имеет фронтальную проекцию в виде четвероконечного креста (в христианстве – «Знамение победы»).
Примеры памятных знаков в форме гребных винтов, установленные в разных странах
БАЙКАЛЬСКАЯ ПАРОМНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ И ЛЕДОВАЯ ПЕРЕПРАВА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Портовый комплекс Байкальской паромной железнодорожной переправы работал в Танхое с 1903 по 1918 год. Переправа соединяла западный и восточный берега озера Байкал, обеспечивая сквозное сообщение во время строительства Транссиба. Между портами Байкал и Танхой совершал рейсы один из крупнейших в мире железнодорожных ледокольных паромов «Байкал». Ледокол вмещал состав из 25 вагонов, мог брать на борт 200 пассажиров. В военное время он перевозил 2 500 человек и 250 лошадей.

С 1900 по 1905 годы дорога через озеро была единственным связующим звеном Транссиба. За недолгий период своего существования Байкальская переправа дважды спасла Россию от масштабной военной и политической катастрофы. В июле 1900 года в результате Ихэтуаньского восстания в Китае была разрушена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Благодаря парому «Байкал» удалось провести переброску основного военного контингента для подавления восстания. Переправа также обеспечила быстрое восстановление маньчжурского участка пути и ускоренную постройку железной дороги к Владивостоку и Порт-Артуру.

Главным испытанием для Байкальской переправы стали события Русско-японской войны 1904–1905 годов. В этой кампании роль переправы трудно переоценить. Благодаря беззаветной самоотверженности железнодорожников и сибиряков удалось организовать переброску войск и вооружения к театру военных действий. Зимой 1904 года по льду озера был проложен рельсовый путь для перекатки вагонов и паровозов от станции Байкал до станции Танхой.

Железная дорога была единственным возможным путём перевозки подводных лодок от Балтики к Тихому океану. Это была очень сложная транспортная операция: перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн через весь континент на расстояние 9 тысяч километров была успешно осуществлена впервые в мире.

Вступив в сложную и неудобную для себя войну, Россия, тем не менее, смогла остановить агрессию Японии. Несомненно, решающую роль в этом сыграла Транссибирская магистраль и Байкальская паромная железнодорожная и ледовая переправа. С 12 января по 10 июня 1904 года ледоколами было перевезено 24 892 пассажира и 5 649 вагонов груза, а гужевым транспортом — 26 239 пассажиров, 5 927 вагонов груза и 2 270 почтовых троек. Если бы у России в 1905 году не было Транссиба и Байкальской переправы, то дальнейшая история и география Российского государства могли бы быть совершенно иными.
В 1904–1905 годы в Танхое побывали многие известные люди своей эпохи:
великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, главнокомандующий Маньчжурской армией генерал Алексей Николаевич Куропаткин, врач Евгений Сергеевич Боткин, писатель Викентий Викентьевич Вересаев, живописец Василий Васильевич Верещагин, русский военачальник Пётр Николаевич Врангель, флотоводец Степан Осипович Макаров, писатель и журналист Василий Иванович Немирович-Данченко и многие другие.
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ

Уважаемые господа!

Байкальская переправа – яркая страница национальной истории, страница малоизвестная и нуждающаяся в своем благодарном прочтении. Знания о героическом прошлом поселка Танхой вызывает чувство гордости за наших предшественников. Мы ценим вклад наших предков в развитие страны и стремимся сохранить памятники культурного наследия. Принимая во внимание выдающуюся роль Байкальской переправы, призываю оказать поддержку реализации проекта по установке памятного знака на площадке визит-центра «Байкал заповедный». Ваше участие продемонстрирует неравнодушное отношение к отечественной и мировой истории, культуре и образованию.
Cохраним историко-культурное
наследие Байкала вместе!
СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ НОВОГО ПРОЕКТА!