За два дня с ночевкой в палатках на льду группа из 12 человек, имеющих опыт наземных и морских экспедиций и восхождений на самые высокие вершины мира, преодолела 42 км по маршруту Танхой – Листвянка.
Главная цель перехода, по словам организаторов, – показать российским и зарубежным туристам и альпинистам возможности зимнего Байкала для подготовки к экспедициям по программе «7 вершин», на Северный или Южный полюс.
Маршрут Танхой – Листвянка был выбран не случайно: это не просто самый удобный путь, связывающий два берега озера – это путь с богатой историей. В начале XX века здесь действовала Байкальская переправа. По воде и по льду Байкала совершались перевозки грузов, в том числе боеприпасов и снаряжения, переброска войск и техники.
2020 год – год для Байкальской паромной железнодорожной переправы – юбилейный, 120 лет назад ледоколы «Байкал» и «Ангара» начали совершать регулярные рейсы через сибирское озеро-море, соединяя участки Транссиба.
Грандиозный государственный проект сыграл большую роль в годы Русско-Японской войны 1904-1905 годов. Тогда переправа являлась единственной связкой магистрали и определяла пропускную способность всех железных дорог Транссиба. Если бы у России в 1900–1905 годах не было Байкальской переправы, то география страны могла быть сегодня совершенно иной.
Сейчас порт в Танхое не существует, сооружения старинной паромной переправы практически разрушены. Экспедиция группы участников московского и иркутского отделений РГО по маршруту легендарных переходов в год 120-летия Байкальской переправы – важное событие, призванное привлечь внимание к героической странице российской истории и помочь сохранить ее для нас и будущих поколений.
К слову, Байкальский переход – не единственное событие, посвященное юбилейной дате. Так, в феврале, в Санкт-Петербургском государственном университете открылась выставка «Преодолевая лед забвения», представляющая Байкальскую переправу как уникальный феномен инженерного искусства, яркое и героическое явление национальной истории.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В 2017 году в поселке Танхой открыт историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Инициатором его создания выступил Байкальский заповедник. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» установлены воинские вагоны, воссоздан станционный дом, где размещена экспозиция, включающая историческую реконструкцию порта Танхой.
Действует сайт-музей, который является составной частью этого проекта. Он знакомит с историей Байкальской переправы и освещает деятельность историко-мемориального комплекса.