Новости Байкальского заповедника

«Танхойская верста»: с любовью к истории, с уважением к природе

Необычная тропа — совместный проект ОАО «РЖД», Экоцентра «Заповедники» и Байкальского заповедника. Маршрут длиной в «одну версту» познакомит посетителей с историей поселка Танхой начала XX века, когда этот небольшой населенный пункт сыграл важную роль в развитии железнодорожного транспорта в Сибири и стал одним из элементов «Золотой пряжки» Транссибирской магистрали.

«Танхойская верста» – это комплексный проект – природный маршрут, проходящий по побережью Байкала. Он включает две входные группы, пять информационных стендов, каждый из которых знакомит с интересными фактами об истории и природе этих мест, интерактивные элементы на стендах, места для отдыха и фотозону.  «Танхойская верста» объединила интересные факты из заповедной жизни и истории освоения этих земель, в том числе истории строительства Кругобайкальской железной дороги.


Новая тропа удачно вписалась как в повседневную жизнь поселка Танхой, так и в байкальскую туристическую инфраструктуру. «Этот проект задумывался как завершающий фрагмент сети маршрутов. У Байкальского заповедника в Танхое есть экотропы в окрестностях усадьбы, одна из которых ведет к побережью Байкала. Новая тропа закольцовывает туристический маршрут от усадьбы заповедника через визит-центр на берегу Байкала до ж/д станции Танхой. Это будет удобно и для гостей, и для местных жителей», – рассказала Наталья Данилина, директор ЭкоЦентра «Заповедники».

Над проектом работала большая команда единомышленников: сотрудники ОАО «РЖД», Байкальского заповедника, ЭкоЦентра «Заповедники», Компании «Высотаремстрой». Автор концепции маршрута, Евгения Лешина, изучила множество источников, чтобы выбрать для информационных стендов самые захватывающие факты.

«Раньше я считала начало XX века не слишком интересным историческим периодом. Но работа с источниками о том, как строился Транссиб, полностью перевернула мои представления! Это время, полное романтики. На «Танхойской версте» мне хотелось рассказать о роли посёлка и о том, как вместе с железной дорогой в глухую тайгу приходила цивилизация, через судьбы людей и даже через предметы быта, которыми эти люди пользовались. На каждом из пяти информационных стендов тропы есть какая-то «говорящая» вещь: старинный фонарь стрелочника, колесо от телеги или поезда и др. Через образы этих предметов и рассказы о жизни людей мы погружаем туристов в период, когда железная дорога только продвигалась по побережью Байкала», — говорит Евгения Лешина.


Проект познавательной тропы создавался «в соавторстве» не только с Байкальским заповедником и ОАО «РЖД», но и с местными жителями. Так, активно подключилось к работе руководство школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» поселка Танхой, помог интересными сведениями известный в Бурятии краевед, житель Танхоя Михаил Митюков. 

Для создания «Танхойской версты» пришлось потрудиться и над инженерной составляющей – проложить деревянный настил по сложному рельефу, построить три моста. С этой сложной работой справилась бригада строительной компании «Высотаремстрой» из Улан-Удэ под руководством Андрея Дедюгина. 

Среди прочего, тропа «Танхойская верста» станет ещё и рассказом о фантастической инженерной смекалке, настойчивости и изяществе технических решений периода строительства Транссиба. Магистраль до 1905 года замыкалась паромной переправой через Байкал. От Иркутска до порта Байкал поезда шли по железнодорожной ветке, затем по озеру Байкал. Действовала паромная переправа – подвижной состав перевозился паромами-ледоколами до Танхоя, а из поселка Танхой поезда продолжали движение по рельсам на восток. Переправа обеспечила бесперебойную переброску грузов пока шло строительство Кругобайкальской железной дороги. Сложнейший рельеф вокруг южной оконечности озера делал строительство дорогим и непростым. При длине пути всего 260 км пришлось построить 39 тоннелей, 47 предохранительных галерей, 14 км подпорных стен, многочисленные виадуки, волнорезы, мосты и трубы. Неудивительно, что Кругобайкальскую назвали «Золотой пряжкой Транссиба». 

Генеральный партнер проекта — ОАО «РЖД».
Новости Байкальского заповедника 2021 г.