Минприроды
Заповедная
Россия
Проекты и мероприятия в партнёрстве с ОАО «Российские железные дороги»
Развитие России с XVIII столетия и до сегодняшнего дня происходит благодаря разветвлённой системе железных дорог. Они объединяют огромную территорию в единое государство. Особенно ясно это осознаётся в Сибири. На стальную нить Транссиба словно жемчужины нанизаны многочисленные города и небольшие посёлки. Танхой – один из сотен населённых пунктов, возникших благодаря появлению трансконтинентальной магистрали.

Российские железные дороги тесно интегрированы в проекты развития всех регионов Сибири. Наряду с реализацией индустриальных программ особое внимание уделяется вопросам сохранения природы. Осознавая неизбежность воздействия на природные комплексы, ОАО «РЖД» прилагает большие усилия по уменьшению антропогенного влияния на окружающую среду.

Реализуя корпоративную экологическую политику, ОАО «РЖД» сотрудничает с Байкальским государственным природным биосферным заповедником. Вместе мы заботимся о решении экологических проблем, сохраняем памятники природы и культуры, реализуем просветительские и волонтёрские программы, проводим выставки и строим новые современные музеи. На этой странице отражено содержание нашей совместной деятельности за последние несколько лет.

Байкальский заповедник выражает признательность всем неравнодушным и ответственным сотрудникам ОАО «РЖД». Наше сотрудничество приносит пользу отечеству, гражданам нашей страны, заповедной байкальской природе.
ЭКОЛОГИЯ
Проведение биотехнических мероприятий
В 2021 году ОАО «РЖД» было пожертвовано более 1,2 млн рублей на проведение биотехнических мероприятий, направленных на сохранение численности редких видов на подведомственных территориях ФГБУ «Байкальский государственный заповедник»: орлана-белохвоста, амурского кобчика и дикого северного оленя.
На средства, предоставленные ОАО «РЖД», изготовлены платформы под гнезда орлана-белохвоста в Кабанском заказнике, дуплянки для амурского кобчика в Алтачейском заказнике; закуплена и доставлена вертолётом минерально-витаминная подкормка в высокогорье Хамар-Дабана, где обитает дикий северный олень (лесной подвид Алтае-Саянской популяции). Поддержка ОАО «РЖД» позволила заповеднику приобрести научное оборудование, в том числе фотоловушки для наблюдения за животными, способствовала проведению научно-исследовательских работ.
4 сентября 2021 года на территории визит-центра Байкальского заповедника генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров открыл масштабное природоохранное мероприятие «Чистые берега Байкала» всероссийской акции «Вода России». Более 200 волонтёров из разных городов страны стали участниками экологической экспедиции на популярной у туристов Кругобайкальской железной дороге. В течение двух дней добровольцы наводили порядок на берегу Байкала, отправив на утилизацию около 50 куб. м мусора.
Природоохранное мероприятие «Чистые берега Байкала»
Всероссийская акция по очистке от мусора берегов водных объектов «Вода России» проводится в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». Она способствует повышению экологической грамотности среди населения страны, в том числе привлекает внимание общественности и молодого поколения к охране и улучшению качества водных ресурсов. Проводится с 2014 года, с каждым годом расширяя свою географию. За 8 лет проведения «Вода России» стала по праву считаться крупнейшей экологической инициативой в стране: она объединила 7,0 млн. человек из 85 регионов, которые очистили 10 300 водоемов и собрали 638 000 м³ мусора. Организатор — ФГБУ «Центр развития водохозяйственного комплекса» (Минприроды России).
Программа «Лес Байкала»
Реализация программы «Лес Байкала» по восстановлению популяции редких исчезающих (занесенных в Красную Книгу) растений, кустарников и деревьев Байкальской природной территории проводится железнодорожниками и учащимися школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» совместно с сотрудниками ФГБУ «Байкальский государственный заповедник».
Лесопитомник при школе-интернате № 21 ОАО «РЖД» образован в 2016 году. Учащиеся совместно с преподавателями и специалистами Байкальского государственного природного биосферного заповедника выращивают саженцы кедра, пихты и голубой ели. 17 августа 2018 года состоялось открытие второго участка лесопитомника. В настоящее время оба участка объединены в один лесопитомник площадью 1 гектар, где выращивается около 1000 сеянцев. На прибрежной территории в 8,5 га ежегодно производятся посадки молодых кедров, выросших в школьном лесопитомнике. Саженцы помогают восстановить популяцию коренных деревьев на Южном Байкале, которая за последние десятилетия заметно сократилась из-за болезней и антропогенной нагрузки. В будущем окрепшие деревья станут частью естественной шумозащитной полосы, пролегающей вдоль железной дороги.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Экологическая тропа «Танхойская верста»
4 сентября 2021 года в Танхое была открыта новая экскурсионная экологическая тропа «Танхойская верста». Торжественное мероприятие состоялось с участием генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. Посетив историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», Олег Белозёров передал в дар Байкальскому заповеднику книгу – исторический альманах «Князь Хилков. Строитель железных дорог России», подчеркнув важность сохранения исторической памяти.
«Танхойская верста» начинается от железнодорожной станции Танхой и проходит вдоль живописного побережья озера. На её протяжении посетителей ожидают информационные стенды с интересными фактами о природе и историческом наследии Южного Байкала. Тропа знакомит с историей поселка Танхой начала XX века, когда он стал важным стратегическим пунктом Транссибирской магистрали. Заканчивается экологическая тропа в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа». «Танхойская верста» дополняет туристическую инфраструктуру Байкальского заповедника, замыкая периметр экологических троп с деревянным настилом. Российские железные дороги выступили спонсором этого проекта и реализовали его совместно с ФГБУ «Байкальский государственный заповедник» и Экоцентром «Заповедники».
Идея создания историко-мемориального комплекса принадлежит Байкальскому заповеднику. Проект реализован при непосредственном участии сотрудников Восточно-Сибирской железной дороги, Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД». Для воссоздания исторической обстановки периода работы переправы на месте бывшей пристани Танхой специалисты ВСЖД оборудовали участок железнодорожного полотна, провели реконструкцию подъездной дороги к мемориальному зданию. Специалисты музея истории ВСЖД оказали экспертную помощь при подготовке экспозиции.
Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа»
Переправа функционировала на Байкале более 18 лет и обеспечивала бесперебойную работу Забайкальской и Средне-Сибирской дорог. В начале ХХ века она была единственным средством перевозки грузов и подвижного состава через Байкал. Особую роль переправа сыграла в период Русско-японской войны 1904-1905 годов. Работы над экспозицией начались в августе 2016 года. Открытие музейного комплекса стало частью торжественных мероприятий, приуроченных к началу Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, который проходил в России в 2017 году. В открытии нового объекта приняли участие представители ОАО «РЖД» и Восточно-Сибирской дороги.
Установка старинного семафора
В 2018 году на площадке историко-мемориального комплекса «Байкальская переправа» появился новый исторический экспонат. Специалисты ВСДЖ установили здесь старинный входной двукрылый семафор. Редкий экспонат был обнаружен сотрудниками ОАО «РЖД» в железнодорожном хозяйстве Калининграда. Он был бережно демонтирован и доставлен к месту реставрации и последующей установки в порту Байкальской переправы в посёлке Танхой.
Первые системы сигнализации появились на железных дорогах Великобритании и России. В нашей стране они эксплуатировались до средины 50-х годов XX столетия. В ночное время цветные стёкла подсвечивал огонь газовых фонарей, который зажигали каждый день в сумерках. В светлое время суток машинисты локомотивов ориентировались на положение семафорных крыльев. Управление сигнальной системой проводилось с территории станции через систему лебёдок, блоков и тросов.
В 2016 году сотрудники ВСЖД на базе хранения подвижного состава в Бурятии выбрали для будущей экспозиции два исторических грузовых вагона. Они были доставлены по железной дороге на станцию Танхой, а затем автомобильным транспортом – к месту установки.
Реставрация исторических вагонов
В порту Байкальской переправы Танхой вагоны установили на предварительно построенный фрагмент железнодорожного пути. После монтажа железнодорожники провели ремонт и начали процесс реставрации. По завершении реставрационных работ внутри вагонов разместится экспозиция, посвященная Русско-японской войне и переселенческой программе при проведении земельной реформы начала XX столетия.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Байкальская международная экологическая школа
ОАО «РЖД» и Байкальский заповедник оказывают поддержку школе-интернату № 21 ОАО «РЖД», педагоги которого разработали уникальный образовательный проект ежегодной научной экспедиции на Байкал учащихся из разных регионов России и зарубежных стран. Байкальская международная экологическая школа (БМШ) – это круглогодичный цикл образовательных и профориентационных событий в очном, гибридном и онлайн-формате для увлеченных наукой подростков.
На базе Байкальского заповедника и при участии его учёных и специалистов по охране природы проходят семинары, дискуссии, презентации, образовательные программы. В визит-центре «Байкал заповедный» демонстрируются научно-популярные фильмы, проводятся экскурсии, которые знакомят участников образовательных и научных программ с природными комплексами озера Байкал.
В канун 100 -летия заповедной системы России на станции Танхой Восточно-Сибирской железной дороги была проведена четырёхдневная экскурсионная программа передвижного выставочно-лекционного комплекса (ПВЛК) ОАО «РЖД», который прибыл сюда 9 января 2017 года. Танхой стал первым остановочным пунктом ПВЛК и единственным на Восточно-Сибирской железной дороге. Экспозиционные вагоны комплекса посетили представители Минприроды России, многочисленные гости юбилейных мероприятий, местные жители Танхоя.
Выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД»
Состав поезда ПВЛК включает девять выставочных вагонов, в которых развернуты экспозиции, отражающие историю развития железных дорог России, демонстрируются инновационные проекты и технологии, реализуемые сегодня на железных дорогах страны. Выставочный поезд осуществляет регулярное движение по всей сети железных дорог. В 2011 году Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» с проектом «ПВЛК» стало лауреатом Премии «Время инноваций в номинации «Лучший проект по популяризации инновационной деятельности».
Передвижная фотовыставка «Мир байкальской природы»
Фотовыставка, авторами которой являются сотрудники заповедников, экспонируется на железнодорожных вокзалах станций Восточно-Сибирской железной дороги. Задача передвижной фотовыставки – как можно полнее представить землякам и гостям региона информацию о видах животного и растительного миров, занесённых в Красные книги разных уровней, и о том, что делается сотрудниками особо охраняемых природных территорий для их сохранения.
Фотовыставки, демонстрирующие природное достояние Байкала, организуются в рамках договорённостей о сотрудничестве Федерального государственного бюджетного учреждения «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» и Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД, в соответствии с планом совместных действий по сохранению редких видов растений и животных, а также Плана дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
ПРОЕКТЫ В РАБОТЕ
Вопросы природоохранной тематики, при кажущейся очевидности, относятся к трудно позиционируемым. Опыт совместной работы специалистов ОАО «РЖД» и Байкальского заповедника привёл к важному выводу: заинтересовать людей экологическими темами путём примитивных призывов и пропаганды – невозможно. Путь к осознанию взаимосвязи человека и природы лежит через широкий культурный контекст.

Сотрудничество Российских железных дорог и Байкальского заповедника в реализации новых проектов предопределила сама история. В небольшом железнодорожном посёлке Танхой в начале минувшего столетия произошли события национального и мирового масштаба. Сохранить это наследие, популяризировать его в российском обществе – в этом мы видим общую цель и задачу.
МУЗЕЙ «БАЙКАЛЬСКАЯ ПЕРЕПРАВА»
В 2017 году совместными усилиями ОАО «РЖД», Байкальского заповедника и компании-разработчика и производителя медиаконтента ООО «Киностудия «Атлас медиа» в историческом порту Байкальской паромной железнодорожной переправы был открыт историко-мемориальный комплекс. Новый экскурсионный объект решил задачу увековечивания памяти переправы с возможностью демонстрации основных компонентов некогда важного стратегического проекта России.
За четыре минувших года Байкальская переправа стала популярным местом на карте Бурятии, на маршруте федеральной автомобильной трассы Москва – Владивосток. Проект был представлен в Российском историческом обществе в Москве, Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону, Иркутске и Улан-Удэ. Следующим этапом развития историко-мемориального комплекса «Байкальская переправа» должен стать полноценный современный музей, способный удовлетворить высокие ожидания и запросы российских и зарубежных туристов. Структура и экспозиционно-тематический план будущего музея уже разработан нашими партнёрами. Его основные разделы представлены на сайте проекта.
В 2021 году для нового экспозиционного проекта Байкальского заповедника в историческом порту Танхой ВСЖД установила старинный пассажирский вагон и провела ремонт обшивки. В пространстве вагона планируется размещение исторической реплики передвижной мастерской знаменитого художника П. Я. Пясецкого. Также здесь будет организован медиазал для демонстрации фрагмента панорамы «Великий Сибирский Путь» и показа цифровой копии этого выдающегося произведения. Проект представлен на сайте Байкальского заповедника.
«Вагон-мастерская художника П.Я. Пясецкого». Историческая реконструкция
Самое грандиозное творение Павля Яковлевича Пясецкого – панорама Великого Сибирского пути. Это уникальное художественное произведение запечатлело сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали. Оно представляет собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров. Благодаря финансовой поддержке ОАО «РЖД» в 2004–2008 годах в Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено, и создана его цифровая копия.
Музей художника Алексея Воробьевского
Не будет преувеличением сказать, что своим развитием Сибирь и вся Россия обязаны Транссибирской магистрали. Изменения, которые произошли с приходом в наши края железной дороги, благотворно отразились на образе жизни людей, их образовании и культуре. Сибирь подарила стране множество талантливых людей и в их числе – уроженец Танхоя, всемирно известный художник по росписи фарфора Алексей Воробьевский. В удивительном творчестве художника темы природы, мотивы заповедного Байкала стали основными, прославили русское искусство во всём мире.
А. В. Воробьевский родился в 1906 году в посёлке Танхой в семье железнодорожного служащего. Заслуженный художник РСФСР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1970), народный художник РСФСР (1981), участник Всемирных выставок в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967). Ещё при жизни был признан классиком. Его работы – подлинные шедевры мирового искусства фарфора. Музей Воробьевского в Танхое увековечит имя всемирно признанного мастера на его родине. Современный комплексный медиапроект, включающий постоянно действующую экспозицию, аудиогид, передвижные выставки, документальный фильм и интернет-сайт ярко представит богатое наследие художника. Сайт проекта.
КУРАТОРЫ
Ирина Воронецкая
Ведущий специалист Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ) ОАО «РЖД»
Ирина Лясота
Заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму
Байкальского заповедника
Елена Чумак
Руководитель проектной группы
ООО «Киностудия «Атлас медиа»