Минприроды
Заповедная Россия
Вагон-мастерская художника
П. Я. Пясецкого
Экспозиционный проект
на территории ВЦ «Байкал заповедный»
КОНЦЕПЦИЯ

Транссибирская магистраль – самый масштабный и известный транспортный проект в мире. Эта значимая национальная тема представлена в экспозиции историко-мемориального комплекса «Байкальская переправа» в посёлке Танхой, на территории исторического порта. Учитывая большой и постоянно возрастающий интерес российских и иностранных туристов к Транссибу, Байкальский заповедник видит необходимость в расширении тематического наполнения экспозиции.

Экспозиция посвящена выдающемуся русскому художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому, который в 1894–1903 годах создал панораму Великого Сибирского пути. Уникальное художественное произведение, запечатлевшее сооружение Транссиба, представляет собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров.

Концепция проекта предполагает воссоздание в пространстве исторического вагона передвижной мастерской художника. Посетители вагона-мастерской смогут познакомиться с ярким сюжетом отечественной истории, увидеть Россию и Транссиб рубежа XIX–XX столетий.

В состав экспозиции войдут помещение мастерской и мультимедийный комплекс, в котором будет демонстрироваться копия фрагмента панорамы и наиболее зрелищные части произведения на плазме или экране проектора. Благодаря современным технологиям, произведение можно будет просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Спустя век перед зрителями снова развернется удивительное «живописное повествование» — панорама Великого Сибирского пути.
ХУДОЖНИК П. Я. ПЯСЕЦКИЙ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Создал панораму Великого Сибирского пути человек удивительной судьбы — врач и путешественник, писатель и художник Павел Яковлевич Пясецкий.

Получив в 1873 году учёную степень доктора медицины, Павел Пясецкий поступил на службу в Петербургское Военно-медицинское управление и одновременно вольнослушателем посещал класс профессора живописи П. П. Чистякова в Императорской Академии художеств. В качестве врача ему приходилось много путешествовать в составе различных экспедиций. Пясецкий бывал в Англии, Франции, Китае и Японии, участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, посетил в составе посольства Тегеран, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири.

Попутно Пясецкий зарисовывал пейзажи, города и жанровые сцены, выработав при этом свою оригинальную технику. Многочисленные акварели он наклеивал на холст в тематической и хронологической последовательности, создавая «живописные повествования» длиной от 65 до 127 метров. Акварельные панорамы путешествий художник с большим успехом демонстрировал на публичных чтениях в Петербурге.
Самым грандиозным творением Павла Пясецкого стала панорама Великого Сибирского пути. На акварельном полотне, длина которого составляла почти километр, художник изобразил огромное пространство самой протяженной в мире железнодорожной магистрали. Это был невиданный по масштабу труд, продолжавшийся почти 10 лет.
Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба. Он зарисовывал процесс строительства железной дороги, станции, разъезды, мосты и переправы, а в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла. Десятки путевых блокнотов и альбомов с этюдами были заполнены «кадрами» будущей ленты-панорамы.

Словно в современном кинофильме, сжаты художником тысячеверстные расстояния, отобраны сюжеты и события так, чтобы дать поэтическое и в то же время документально точное изображение жизни, природы Сибири.
К 1900 году Пясецкий закончил основную часть работ. В этот год панорама была представлена на Всемирной выставке в Париже и вызвала огромный интерес посетителей. Фурор произвел и сам способ её демонстрации. Для этого в Париж был привезен железнодорожный состав из трех вагонов, которые в реальной жизни курсировали между Петербургом и Иркутском. Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.

Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты строительства Транссиба, жизни и природы Сибири, большие города чередовались с поселками, маленькими станциями и разъездами. В конце «пути» зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон. Панорама П. Я. Пясецкого была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, а художник был награжден орденом Почетного легиона Франции.
Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) — собственно акварельное полотно. Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой.

П. Я. Пясецкий запечатлел Байкальскую паромную железнодорожную переправу: ледоколы «Байкал» и «Ангару», пристань в порту Байкал и в Мысовой.
В 1902–1903 годах Пясецкий зарисовал Китайско-Восточную железную дорогу, Байкальскую паромную железнодорожную переправу, и самая большая русская картина-панорама была полностью завершена. В 1904 году железнодорожный аттракцион был повторен на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе.

После революции 1917 года уникальное творческое наследие П. Я. Пясецкого оказалось в забвении на долгие десятилетия. Судьба многих полотен неизвестна. В настоящее время панорама «Виды Транссибирской магистрали» хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Она состоит из десяти рулонов около 50 см высотой и длиной от 54 до 133 метров.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- ФГБУ «Байкальский государственный заповедник»
- Государственный Эрмитаж
-ОАО «РЖД»
СПОНСОРАМ

Уважаемые господа!

Байкальский заповедник приглашает к спонсорству на долгосрочной основе. Основным условием к участию в проекте является региональный или национальный масштаб деятельности потенциального спонсора.

Условия сотрудничества вы можете обсудить со мной, Ириной Викторовной Лясота, заместителем директора Байкальского заповедника по экологическому просвещению и познавательному туризму.

+7 (924) 393-00-39
+7 (950) 385-00-81
ira_lyasota@mail.ru
Cохраним историко-культурное
наследие Байкала вместе!
СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ НОВОГО ПРОЕКТА!